Новости

« Назад

Об исполнении «Основных направлений деятельности ЕСТЛО за 2019 год»

15 октября 2020 года состоялось Общее собрание членов Евразийского союза транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО) в режиме видеоконференции.

В Общем собрании приняли участие Председатель наблюдательного совета АНЭК и КазАПО Сегал И.П., Генеральный директор АНЭК Сабетов М.А., Генеральный директор КазАПО Адамбаева С.М.

На Общем собрании были подведены итоги исполнения «Основных направлений деятельности ЕСТЛО за 2019 год».

Также были рассмотрены вопросы, затрагивающие деятельность транспортной отрасли Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Прибалтики в период пандемии COVID-19 и мерах, принимаемых в государствах-членов ЕСТЛО по созданию благоприятных условий для перевозчиков.

Генеральный директор АНЭК Сабетов М.А. проинформировал членов ЕСТЛО о проводимой Исполнительной дирекцией АНЭК работе по урегулированию проблем в отношении временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС контейнеров, а именно:

Вопрос таможенного декларирования в Республике Казахстан временно ввезенных контейнеров был временно урегулирован решением Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, согласно которому с 15.06.2020 г. контейнер рассматривается как многооборотная тара со сроком реэкспорта не менее 180 календарных дней с даты ввоза на основании положений Конвенция «О временном ввозе» 1990 г. (далее – Стамбульская конвенция).

Однако, проблема остается актуальной, поскольку в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) контейнер отнесен к «Транспортным средствам международной перевозки» (ТСМП).

Различия в ТК ЕАЭС (Глава 38. «Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу союза») и Стамбульской конвенции:

1. В сроках временного ввоза:

  • по ТК ЕАЭС максимально допустимый - 90 дней,
  • по Стамбульской конвенции - не менее 180 дней;

2. По таможенному оформлению:

  • по ТК ЕАЭС обязательно подается декларация на транспортное средство (хоть ее форма максимально простая и можно использовать транспортную накладную, но ее подача предусмотрена всегда),

  • по Стамбульской конвенции по желанию лица подается обязательство об обратном вывозе – т.е. ни форма, ни объем сведений, которые в этих документах содержатся, не совпадает.

Также отнесение контейнера к категории ТСМП (такие договоренности были достигнуты по инициативе железных дорог в 2009 году при написании Таможенного кодекса Таможенного союза, который применялся до 01.01.2018) позволили договориться о существенных упрощениях в рамках таможенной процедуры таможенного транзита, что позволило существенно повысить эффективность перевозок, связанных со сменой колеи:

  • перегрузка осуществляется свободно, нет необходимости заранее четко соотносить номер платформы с номером контейнера, который будет на нее погружен;

  • позволяет подавать предварительные транзитные декларации, т.е. заранее, до захода контейнерного поезда в пограничные пункты перехода, что также существенно сокращает сроки таможенного оформления;

  • при необходимости замены платформы, такая перегрузка осуществляется на ближайшей станции, имеющей соответствующие технические возможности, с дальнейшим уведомлением таможенного органа (а не получением его разрешения).

Отнесение контейнера как многооборотной тары значительно упрощает их таможенное администрирование, сокращает издержки контейнерных операторов и грузополучателей.

Поэтому рассмотрение вопроса по исключению контейнера из понятия «ТСМП» возможно, однако для того, чтобы сохранить имеющиеся договоренности по упрощениям для железнодорожных контейнерных перевозок, чтобы такое исключение не привело к усложнению таможенных операций на границе, необходимо провести анализ положений всего ТК ЕАЭС, предусмотреть соответствующие правки во всех статьях, где упоминаются контейнеры, а также внести изменения во все решения КТС и ЕЭК, где контейнер упоминается в контексте транспортного средства. Такая работа никем не проводилась и представляется достаточно трудоемкой, а также не приводит к решению вопроса, связанного с контролем нахождения иностранных контейнеров на территории ЕАЭС (ст. 275 ТК ЕАЭС).

В этой связи видится целесообразным ставить вопрос о пересмотре в целом положений Главы 38 ТК ЕАЭС, с учетом необходимости:

  • соотнести ее положения с положениями Стамбульской конвенции, чтобы сформировать равные условия для возможности применения и ТК ЕАЭС, и Стамбульской конвенции (Киргизская Республика, например, не является членом Стамбульской конвенции);

  • сохранения упрощений в рамках таможенной процедуры таможенного транзита для железнодорожных перевозок;

  • включения обязанности таможенных служб осуществлять контроль нахождения иностранных контейнеров на территории ЕАЭС исключительно посредством своих информационных систем (что до сих пор не реализовано, несмотря на то, что это предусмотрено решением КТС от 18.11.2010 № 511).

Соответствующее письмо будет направлено от ЕСТЛО в адрес Евразийской экономической комиссии.


Ассоциация Национальных Экспедиторов Республики Казахстан:

представляет, продвигает и защищает интересы своих компаний

содействует развитию экспедиторских услуг на всех видах транспорта

участвует в формировании транспортного законодательства

развивает государственно-частное партнерство

участвует в реализации проектов повышения эффективности перевозок и торговли

укрепляет международные связи в области транспортной экспедиции далее >>


Презентация "Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»"


Сайт Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»

Курс доллара США к тенге в Республике Казахстан Курс евро к тенге в Республике Казахстан