Новости

« Назад

«ПИЛОТНЫЙ РЕЖИМ» ЧАСТНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

В Астане 24 июля состоялось совещание Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен» под председательством Каната Алпысбаева с участием заместителя председателя Правления НПП Ельдоса Рамазанова, представителей отраслевых ассоциаций, бизнеса и госорганов. Основное внимание участников мероприятия ожидаемо было сфокусировано на принципиальных вопросах, возникающих в процессе преобразования железной дороги, а также на уровне готовности сформированной базы для дальнейшей реструктуризации с целью организации доступа частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети.

База для старта

Характеризовать данный этап эволюции перевозочного процесса на железных дорогах Казахстана можно наличием необходимости доработки нормативно-правовой базы и формирования единого понимания технологии взаимодействия новых субъектов рынка железнодорожных услуг, удовлетворяющей требованиям всех участников данной деятельности. На совещании было отмечено, что от корректного и выверенного воплощения в действие необходимых решений по вопросам предоставления доступа частным грузовым перевозчикам к услугам магистральной железнодорожной сети, зависит не только развитие здоровой конкуренции в отрасли, но и возможность появления потенциальных рисков для состояния национальной экономики и бизнеса.

Скорейшее построение прозрачных правил взаимоотношений между железной дорогой и субъектами рынка транспортных услуг, пошаговая отработка институциональных и технологических вопросов взаимодействия и ответственности оператора магистральной железнодорожной сети, нацио­нального перевозчика грузов с частными перевозчиками на рынке грузовых железнодорожных перевозок – все это важные условия успешного продолжения дальнейшего реформирования отрасли.

«Прошу коллег правильно оценить ситуацию, да, мы маховик запустили и не отказываемся от работы. Однако частный оператор должен осознавать, что он повезет и как повезет, кто будет заниматься оформлением груза, кто будет нести ответственность перед клиентом? Надо четко прописать и объяснить эти вопросы», – отметил на совещании руководитель ҚТЖ Канат Алпысбаев.

Кроме того, среди нерешенных проблем остаются системные вопросы по кросс-субсидированию пассажирских перевозок. Трудно не согласиться со справедливостью требования перераспределения нагрузки, возложенной государством по частичному перекрестному субсидированию социальных пассажирских перевозок, осуществляемых национальным и частными перевозчиками, за счет доходных грузовых перевозок. Пока остается высокой вероятность появления ситуации, в которой национальный перевозчик будет в заведомо неконкурентных условиях стараться оправдать ожидания акционера в отношении повышения своей доходности.

В этой же плоскости лежит и другая проблема – это дифференциация тарифов по видам грузов. Так, национальная компания благодаря единой системе грузовых перевозок поддерживает баланс между перевозками грузов с более низким и более высоким коэффициентом повышения тарифа, зависящим от вида груза, тоннажа, типа вагонов, способов погрузки и других факторов. Частные грузовые перевозчики, среди которых будут и транспортные компании вертикально интегрированных холдингов, осуществляющих добычу, со своей грузовой базой нацелены как раз на осуществление доходных перевозок.

Таким образом, вычленение высокодоходных грузовых перевозок из сформировавшейся общей системы приведет к концентрации остальной массы перевозок в национальной компании с повышением затрат на них и общей неокупаемости. С большой вероятностью, цепной реакцией станет повышение стоимости этих перевозок, что ляжет новым бременем на малый и средний бизнес, который является основным пользователем данных перевозок.

Векторы правильных решений

Однако процесс реформирования запущен, и уже не стоит вопрос делать или не делать, теперь необходимо выявить верные пути поиска эффективных решений. В настоящее время уже выдано 28 лицензий на право осуществления деятельности в сфере грузовых перевозок частным компаниям. На совещании было предложено сформировать структурное подразделение ҚТЖ, которое будет заниматься воп­росами осуществления деятельности частных перевозчиков. Также необходимо создать межведомственную рабочую группу с привлечением всех причастных сторон для оценки ситуации и подготовки предложений.

«Считаю необходимым соз­дать большую межведомственную группу, где бы мы обсудили имеющиеся вопросы. Возможно, в тестовом режиме отработав, мы придем к единой тарифной методологии и к ее осуществлению. Стоит отметить, что с учетом тарифной политики, технологических вопросов, к этому мы придем в 2020-2021 годах, не раньше», –  заявил председатель Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен» Канат Алпысбаев.

К сожалению, пробелы в нормативно-правовой базе, отсутствие готовых научно-практических разработок по этому направлению могут привести к потере эффективности и росту издержек, а также дезорганизации отношений на рынке перевозок железнодорожного транспорта. Поэтому при выработке предложений к нормативно-правовым актам, регулирующим взаимоотношение и ответственность всех участников перевозочного процесса в условиях допуска на МЖС нескольких грузовых и пассажирских перевозчиков, потенциальная межведомственная группа должна учитывать необходимость обеспечения равных прав потребителей услуг железнодорожного транспорта и безусловную безопасность. 

Кроме того, нельзя исключать возможность возникновения сложностей при разделении операций по управлению перевозочной деятельностью между разными исполнителями. Система взаимоотношений специализированных структур национальной компании, осуществляющих координацию перевозок по сети железных дорог, выстраивалась не один год и подразумевала концентрацию полномочий в едином центре. Поэтому на данном этапе будет целесообразным сохранение на законодательном уровне ответственности АО «НК «ҚТЖ» за организацию и прогнозирование обеспечения потребности перевозок подвижным составом, организацию эффективного взаимодействия участников перевозочного процесса и использования подвижного состава. Вместе с тем, по мнению заместителя председателя правления по перевозочной деятельности ТОО «ТрансКом» Ларисы Смирновой, важно при законодательном закреплении функций национального оператора отдельно выделить требования к частным перевозчикам.

С другой стороны, железнодорожные перевозки осуществляются не только на внутренние, но и на внешние рынки, а четко выработанной технологии взаимодействия частных перевозчиков на этом пространстве пока нет. Также следует учитывать возможность экспансии перевозчиков сопредельных государств. Поэтому критически важно тесное взаимодействие с грузоотправителями для учета их интересов при организации перевозочного процесса как внутри страны, так и за ее пределы.

Преодолеть с наименьшим сопротивлением целый ворох проблем поможет анализ первых результатов утвержденного пилотного проекта по допуску частных перевозчиков к услугам магистральной железнодорожной сети. Для этого ҚТЖ необходимо продолжить работу с частными перевозчиками, заключившими договор на услуги МЖС на 2018 операционный год только по маршрутам и участкам, указанным в договоре с целью отработки всех необходимых технологических, финансовых, нормативных и организационных вопросов, а также проведения последующего анализа с выводами и дальнейшими решениями.

«К реализации поставленных задач необходимо подойти всесторонне, учитывая все интересы и имеющиеся риски. Необходимо проведение комплексного анализа регуляторного воздействия, существующих институциональных, экономических и технологических проблем, связанных с доступом к услугам МЖС частных перевозчиков. Позиции всех сторон надо учесть, особенно важно изучить результаты вводимого пилота», – подчеркнул Ельдос Рамазанов.

Мнение эксперта

Почетный председатель АНЭК, КазАПО, д.э.н., первый министр транспорта республики Нигматжан Исингарин в отношении дальнейшей реструктуризации железнодорожного транспорта и формирования конкурентного рынка перевозчиков грузов отмечает еще целый ряд вопросов.  По его мнению, необходимо сохранить действующие виды грузовых отправок – повагонной и маршрутной, предъявляемых грузоотправителем к перевозке, а также оптимизация грузовой работы не должна сказаться на количестве станций, открытых для грузовых операций и обслуживания грузополучателей и грузоотправителей.

Очевидна экономическая привлекательность маршрутных перевозок и заинтересованность частных грузовых перевозчиков в концентрации клиентов на меньшем количестве станций, но это стремление нужно реализовывать без ущерба для развития малого и среднего бизнеса. Ведь именно этот сектор предпринимательства предъявляет к перевозке незначительные по объему грузы и рассредоточен на всем протяжении железнодорожной сети, а также является источником расширения клиентской базы компаний грузоперевозчиков.

Важным условием для появления конкурентного рынка перевозчиков грузов является определение порядка предоставления национальным оператором инфраструктуры услуг пользования магистральной железнодорожной сетью участникам перевозочного процесса. Подразумевалось, что базой для этого послужат утвержденные в 2015 году «Правила пользования магистральной железнодорожной сетью», но многие моменты регулирования перевозок грузов в документе не были учтены.

Другими словами, перед железнодорожным транспортом страны стоит глобальная задача –  продолжить поступательное движение по пути реструктуризации, все заинтересованные участники должны приложить усилия для преодоления возникающих трудностей и барьеров. Современные тенденции, фактические изменения и реальные перспективы в совокупности мотивируют к принятию выверенных, сбалансированных с интересами экономики страны решений, которые создадут условия для появления конкурентного рынка перевозчиков грузов.

Источник: газета TLK Weekly B2G


Ассоциация Национальных Экспедиторов Республики Казахстан:

представляет, продвигает и защищает интересы своих компаний

содействует развитию экспедиторских услуг на всех видах транспорта

участвует в формировании транспортного законодательства

развивает государственно-частное партнерство

участвует в реализации проектов повышения эффективности перевозок и торговли

укрепляет международные связи в области транспортной экспедиции далее >>


Презентация "Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»"


Сайт Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»

Курс доллара США к тенге в Республике Казахстан Курс евро к тенге в Республике Казахстан