Обсуждение столь значимых вопросов требует дополнительной проработки
20 июня 2025 года исполнительная дирекция и компании АНЭК приняли участие в публичных слушаниях ТОО «Институт космической техники и технологий» по обсуждению проекта тарифа на услуги по отслеживанию железнодорожных перевозок с использованием навигационных пломб.
В ходе слушаний Институт представил информацию о работе информационной системы «Транзит», этапах её внедрения, а также обоснование стоимости услуг, включая калькуляцию затрат и сравнение проектных тарифов с тарифами других стран ЕАЭС.
Председатель Наблюдательного Совета АНЭК – Жакишев Е.Т., озвучил мнение бизнеса по ключевым вопросам и отметил следующее:
- предлагаемые тарифы по непонятным причинам повысились по сравнению с представленным ранее уровнем, несмотря на их неутвержденный статус;
- информация, представленная Институтом, о более низком уровне тарифов в Республике Казахстан по сравнению с другими странами ЕАЭС не соответствует действтельности;
- услуга аутсорсинга, которая включена в смету расходов тарифа, не подкреплена подтверждающей документацией;
- целесообразно разработать и утвердить перечень и классификацию грузов, допускаемых к перевозке в открытом подвижном составе насыпью или навалом, а также тех же грузов при контейнерной перевозке с использованием упаковки типа «биг-бег».
- введение высоких цен и требования об обязательном использовании навигационных пломб неизбежно приведёт к значительному удорожанию стоимости продукции и товаров, перевозимых железнодорожным транспортом;
- сохраняется неопределённость в части порядка навешивания пломб, определения мест их установки (например, на подъездных путях грузоотправителя или в иных точках маршрута), а также в отношении механизмов контроля и ответственности за их сохранностью.
Институт оказался не готов к конструктивному диалогу и не смог предоставить исчерпывающих ответов на большинство вопросов, поднятых представителями бизнес-сообщества.
Ассоциация считает, что:
- обсуждение столь значимых для бизнеса вопросов требует дополнительной проработки и широкого профессионального обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон;
- проведенные общественные слушания не могут считаться состоявшимися в полной мере из-за недостаточной проработки вопросов.