Обсуждение железнодорожных тарифов

« Назад

Обсуждение железнодорожных тарифов

28 октября 2025 г. Председатель Наблюдательного совета – Жакишев Е.Т., и Генеральный директор АНЭК – Нуртазин А.К., приняли участие в публичных слушаниях «Проект тарифов АО «НК КТЖ на 2026–2030 годы».

АО «НК КТЖ» представил свои обоснования по проекту тарифов:

  • цель программы: увеличить пропускную способность, убрать узкие места, повысить безопасность и качество перевозок;
  • важные завершенные объекты: «Достык - Мойынты» введен в эксплуатацию в 2025 году, ожидается импульс на транзит и экспорт, но эффект пока преждевременный, нужны точные расчеты.
  • поддержание и капитальный ремонт действующей инфраструктуры; внедрение автоблокировок, завершение строек на участках (Дарбаза-Мактаарал, Мойынты - Кызылжар, Бахты – Аягоз и др.).
  • инвестиционная программа на 2026–2030 годы - 3,1 трлн тенге.
  • финансовая картина в период на 2021–2024 годы: убыток 213 млрд тенге; инвестиции растут, дефицит средств увеличивается.
  • операционная проблема: 72% грузооборота перевозится ниже себестоимости. Пассажирские перевозки субсидируются за счет транзита и скидок на магистральную сеть;
  • централизация функций Национального оператора инфраструктуры: перевод в штат КТЖ 20 852 человека.

Ключевые аргументы КТЖ по увеличению тарифов:

  • необходимость финансировать инвестпроекты и поддерживать инфраструктуру;
  • рост средней зарплаты производственного персонала и цен на материалы;
  • требуется доведение некоторых типов перевозок (уголь, зерно, руда) хотя бы до окупаемости в течение 5 лет, иначе инфраструктура не выдержит не окупаемых тарифов.

Ценовые пределы и индексы: КТЖ просит сохранить текущий индекс ценовых пределов (минимум - 0,84, максимум - 3). Тема чувствительная, ранее ценовые пределы, вернее их повышение в проекте применялись к экспортным перевозкам. Решение на комиссии по модернизации экономики было отложено этой весной.

Факты по транзиту и доходам:

  • транзит: более 22% приходится на транзитный объем перевозок (Достык - Мойынты) и ожидается существенный рост;
  • доход от транзита: 2024 г. - 640 млрд тенге; прогноз 2025 - ≈900 млрд тенге (+~45%). Объемный транзит за 9 месяцев текущего года вырос на 12,1%.

Претензии и опасения бизнеса: Бизнес и НПП «Атамекен» обеспокоены ростом тарифов и их влиянием на себестоимость продукции, экспортную конкурентоспособность и инфляцию.

 Примеры:

  • союз химиков – рост тарифов на минеральные удобрения до 84% (38% в 2026 году), т.е. это усиливает риск инфляции в агросекторе, который в конечном счете приводит в общей инфляции в промышленном секторе;
  • электроэнергетика: тревога из‑за роста МРП, НДС, затрат; ожидалась заморозка тарифа до конца I квартала 2026 г.;
  • угольщики: опасения из-за двукратного роста тарифов в течение 5 лет на уголь, зерно и железной (цветной) руды.

Вопросы методологии и прозрачности:

Критика со стороны бизнеса: - «в тарифной методологии нет четкого понятия тарифа на транзитные услуги»; - «у КТЖ сегодня два «кошелька»: транзитный тариф (нерегулируемый) и экспорт с внутриреспубликанским (регулируемый), для бизнеса это видится большой проблемой в понимании прозрачности распределения двух видов доходов проблема». Бизнес предлагает внедрить единую кассу для всех видов доходов и их распределения.

Ассоциация горно-металлургических предприятий и другие предлагают доработать методологию и снять рассмотрение заявки до устранения проблем. При этом, КТЖ предлагает упростить дифференциацию по родам груза, но не отказывается от самой дифференциации и учитывая, что транспортировка угля сейчас в 2 раза ниже себестоимости, то необходима поддержка и постепенное доведение до окупаемости такие перевозки.

Решение и дальнейшие шаги:

Тезисы, озвученные Комитетом по регулированию естественных монополий: с 1 января 2026 года повышения тарифа на магистральную сеть и подъездные пути не будет, по причине заморозки Правительством РК на 1-ый квартал 2026 года для всех сфер естественных монополий. По новой методологии расчета тарифа на магистральную сеть ведется работа в рабочей группе при Министерстве транспорта с участием НПП «Атамекен» и представителей бизнеса.

Комитет по регулированию естественных монополий должен рассмотреть материалы слушаний и принять решение в течение месяца, при этом учесть баланс интересов отрасли и потребителей.

КТЖ настаивает на поэтапном (в течение 5 лет) доведении тарифов до окупаемости, бизнес просит рост на уровне ежегодной инфляции.

Короткий вывод для подписчиков:

Перед нами большая инвестиционная программа и реальная нагрузка на баланс компании КТЖ: убытки, массовая недоокупаемость перевозок, централизация персонала. С другой стороны, очень серьезные опасения бизнеса в виде резкого роста тарифов, который бьет по рентабельности и по ценам для конечного потребителя.

Решение остается за регулятором: у нас у всех есть временная пауза с 1 января по 31 марта, поэтому новая методология и компромисс должны быть найдены в ближайшее время.

Следите за обновлениями, мы будем держать в курсе решения Комитета по регулированию естественных монополий и практических эффектов для транзита, отраслей экспорта и отраслевой экономики.

28.10.25


Ассоциация Национальных Экспедиторов Республики Казахстан:

представляет, продвигает и защищает интересы своих компаний

содействует развитию экспедиторских услуг на всех видах транспорта

участвует в формировании транспортного законодательства

развивает государственно-частное партнерство

участвует в реализации проектов повышения эффективности перевозок и торговли

укрепляет международные связи в области транспортной экспедиции далее >>


Презентация "Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»"


Сайт Арбитражного центра НПП РК «Атамекен»

Курс доллара США к тенге в Республике Казахстан Курс евро к тенге в Республике Казахстан