По решению актуальных вопросов
27 октября 2023 года на площадке НПП «Атамекен» состоялось Рабочее совещание в онлайн режиме под председательством Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Жамаубаева Е.К., по решению актуальных вопросов бизнеса, озвученных на Совете отечественных предпринимателей (СОП) перед Президентом Республики Казахстан в сентябре текущего года.
В совещании приняли участие Генеральный директор АНЭК – Сабетов М.А., Генеральный директор КазАПО – Адамбаева С.М.
Были рассмотрены два вопроса:
- по заключению ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» с экспедиторскими компаниями «Типового договора Перевозчика и экспедитора при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РК в международном (исключая транзит) и внутриреспубликанском сообщениях» и «Типового договора Перевозчика и экспедитора при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РК в международном транзитном сообщении через Республику Казахстан» (далее – Типовые договора).
- неправомерные действия со стороны АО «НК «КТЖ», ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» по необоснованному взиманию сбора за хранение груза на основании пункта 308 главы 16 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом без разбирательств и определения причины возникновения простоев (10 кратка).
Генеральный директор АНЭК – Сабетов М.А., проинформировал участников совещания, что по состоянию на конец октября Типовые договора с экспедиторами не заключены, а 3 октября 2023 года в Астане на Круглом столе с Белорусской железной дорогой, грузоотправителями Белорусии и Казахстана руководство ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» проинформировало транспортное сообщество, что Национальный перевозчик не планирует переходить на Типовые договора в 2024 фрахтовом году, в связи со срывом тендера по закупу услуг для разработки программы «КТЖ-Карго» как минимум на 1 год и невозможностью автоматизации процесса списания денежных средств экспедиторов с единых лицевых счетов.
Также Сабетов М.А. отметил, что пошел 5 год неисполнения требований транспортного законодательства со стороны железной дороги. Экспедиторы Казахстана считают необходимым перейти на Типовые договора с декабря 2023 года по внутреннему Типовому договору, а с 1 января 2024 года по транзитному Типовому договору.
Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан Жамаубаев Е.К. поставил срок до 6 ноября 2023 года провести совещания с Министерством транспорта РК, АО «НК «КТЖ», ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», НПП «Атамекен», АНЭК и КазАПО для принятия окончательного решения по вышеуказанным двум вопросам.
Исполнительная дирекция АНЭК внесла предложение в Протокол совещания:
- Министерству транспорта совместно с НПП «Атамекен» (по согласованию), АО «НК «КТЖ», АНЭК в срок до 16 ноября 2023 года провести дополнительное совещание на предмет проверки технических возможностей АО «НК «КТЖ» в исполнении требований Типовых договоров между Перевозчиком и экспедитором в экспортном, импортном и внутриреспубликанском сообщениях.
По итогам обсуждения представить в Аппарат Правительства РК меры по переходу:
- с 1 декабря 2023 года на работу по «Типовому договору Перевозчика и экспедитора при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РК в международном (исключая транзит) и внутриреспубликанском сообщениях», путем заключения дополнительного соглашения к действующим договорам;
- с 1 января 2024 года полный переход на работу по обеим договорам, а именно: «Типовому договору Перевозчика и экспедитора при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РК в международном транзитном сообщении через Республику Казахстан» и «Типовому договору Перевозчика и экспедитора при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РК в международном (исключая транзит) и внутриреспубликанском сообщениях», утвержденным приказом И.о. министра индустрии и инфраструктурного развития РК и зарегистрированным в Министерстве юстиции РК 19 июля 2019 года № 521
Исполнительная дирекция КазАПО внесла предложение по второму вопросу в Протокол совещания:
- Министерством (ранее МИИР РК), обращения бизнеса и ассоциации с жалобами на неправомерные действия со стороны АО «НК «КТЖ», ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» по необоснованному взиманию сбора за хранение груза на основании пункта 308 главы 16 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом без разбирательств и определения причины возникновения простоев, полностью игнорируются в течение многих лет.
Также, Министерством (ранее МИИР РК), не выполнены поручения Совета отечественных предпринимателей (СОП), данные дважды, и, кроме того, МИИР РК сроки исполнения назначенные СОП, самостоятельно перенесены на более поздние сроки.
Ответы МИИР РК, представляемые на запросы бизнеса формальны, не затрагивают сути запроса бизнеса и не содержат собственной оценки МИИР РК требованиям НПА, по которым возникают вопросы у бизнеса, что свидетельствуют о безосновательном заволокичивании поручений СОП и обращений бизнеса.
АО «НК «КТЖ», ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» сбор за хранение груза применяется в качестве карательной меры для снижения простоев на станционных путях, тогда как на железных дорогах СНГ отсутствует подобный подход, в Российской Федерации сбор за хранение груза осуществляется при условии оказания услуги по хранению груза.
Статьей 49 ЗРК «О железнодорожном транспорте» для снижения простоев на станционных путях предусмотрены платежи владельцу путей (магистральных, станционных путях, а также железнодорожных путях по договорам государственно-частного партнерства) за время их занятия.
Министерству транспорта Республики Казахстан в срок до 16 ноября т.г. внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты в следующей части:
- определить случаи не взимания с грузополучателя сбора за хранение груза на основании пункта 308 главы 16 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, если простой произошел по причине действия/бездействия перевозчика;
- разработать порядок определения стоимости хранения груза;
- установить предел начисления сбора за хранение груза, который в сумме не должен превышать пятидесяти процентов провозной платы за перевозку груза железнодорожным транспортом (по аналогии с пунктом 1 статьи 79 ЗРК «О железнодорожном транспорте»)